26
марта

Старые песни о главном

    Редакция   in Интересное

Старые песни о главномКак рождается и откуда  приходит к человеку песенный настрой души? Почему свои радости и печали мы доверяем любимой песне, погружаясь в слова и мелодию и черпая в этом чудесном сплаве силы, уверенность, мужество, находя успокоение и умиротворение? Судьба преподнесла мне драгоценные подарки в виде встреч и знакомств с людьми, которые   призваны  самим  Богом служить песне, оберегать ее, сохранять, передавать ее дальше, как эстафету неугасимого народного творчества.

Но сначала о самом первом знакомстве с песенным наследием  моих земляков - простых обитателей русской деревеньки. Мне было всего лет шесть, когда, проснувшись поздней ночью, я услышала  с улицы  стройные и красивые голоса моих родителей, возвращающихся из гостей. Завороженная мелодией, я припала к обледенелому окну, жадно впитывая слова старинной песни: «Ах, как вспомню твой стан, твой высокий, и огонь твоих карих очей…». Прошли годы,  и эта песня стала визитной карточкой нашей семьи, ибо любил ее наш отец, рано ушедший из жизни, сберегала ее   целых полвека наша мама, поднявшая и воспитавшая шестерых детей. Через всю свою жизнь пронесла она  тихую и нежную любовь к песне, и нас научила чутко прислушиваться к «вздоху ангела в своей душе».

Мы пели в школьном хоре, затем - в клубной самодеятельности, под руководством талантливого сельского баяниста Володи Есина. Жизнь его сложилась трагично - он рано умер от белокровия. Служил на Дальнем Востоке в какой-то секретной военной части, там и облучился. Вернувшись  на малую родину, уже смертельно больной, Володя  сколотил хор, занимаясь с нами упорно и творчески. Именно  благодаря нашему худруку деревня быстро и легко освоила  песенный репертуар начала 70-х годов. Сельские парни, возвращаясь с армейской службы, привозили с собой современные песни и ритмы. Они  будоражили нашу жизнь, врывались в наши  трудовые будни… С наступлением сенокоса, когда всей бригадой  мы отправлялись в луга, звенели на всю округу и новые, и старинные напевы. Жила деревня в те годы скудновато в материальном плане, зато в духовном наполняла себя до краев.

Старые песни о главном После школы разъезжалась молодежь по ближним новостройкам. И здесь, несмотря на тяжелый труд штукатуров, маляров, монтажников, плотников, с самой большой верхотуры  ударных строек  рвались в небо задорные песни. Я записалась в хор при Дворце культуры металлургов. Руководила нашим пестрым разноголосием  бывшая жительница Москвы,  эвакуировавшаяся  в годы войны на  Южный Урал  Элеонора  Александровна Кириенко. Мы давали концерты на строительных площадках, участвовали в зональных и областных конкурсах. Репетиции под чутким  руководством этого  опытного дирижера и музыканта дали мне очень много. Я училась понимать, что песня - это, прежде всего чудесный сплав  хороших стихов, мелодии и таланта исполнителя.

Понимание это пригодилось мне в дальнейшей работе, когда пришла в газету. Самое первое мое задание -  рассказать о коллективе музыкальной школы. Затем  последовал  репортаж с  фестиваля  комсомольской песни. И еще одно ответственное  поручение… В наш поселок нефтяников приехала с единственным  концертом  Раиса Неменова - звезда советской эстрады 70-х годов.  Она была нашим кумиром!  Именно с этого признания я начала интервью со знаменитостью. Мы много говорили о песенном творчестве, о фольклорном наследии, и я пообещала ей выслать в Москву записи старинных песен нашей деревни.  В одной из радиопередач Раиса Неменова рассказала о нашей встрече и о том, что  черпает силы из песен, которые ей дарят зрители и почитатели старины.

Казань… Годы учебы в университете запомнились замечательными встречами студенчества с поэтом Робертом Рождественским,  композитором Давидом Тухмановым,  актером Василием Лановым. Особенно тепло встречала публика Тухманова с его знаменитой песней «Как прекрасен это мир, посмотри!». Настоящим праздником души стал для нас концерт Клавдии Шульженко, проходивший в казанском Дворце спорта. Как потом  стало известно, это были последние гастроли знаменитой певицы.  А встреча с известным ленинградским  поэтом-бардом Евгением Клячкиным в Доме молодежи оказалась прерванной на целых десять лет.  Столько времени длился запрет на концерты советских самодеятельных и талантливых исполнителей своих песен. Увидела Евгения уже  по телевизору,  вскоре  газеты коротко сообщили, что поэт, музыкант и исполнитель Евгений Клячкин умер от сердечного приступа.

С молодости я  была влюблена в творчество Жанны Бичевской - певицы такого же высокого ранга, что и  Владимир Высоцкий, Елена Камбурова, Игорь Тальков и многие другие, гонимые властями  за протестный голос, за слово правды и  крик совести.

И   вдруг судьба дарит мне - спустя столько лет!- встречу  с моим кумиром и даже не одну, а несколько… Свои концерты Жанна Бичевская посвятила  завершению строительства, а затем и открытию в нашем городе храма во имя святой Варвары великомученицы. Наша беседа,  конечно же, была посвящена главной теме - песенному творчеству.   Почему хорошую песню отодвинули на задворки  ради наживы и легкого успеха, что происходит в наших семьях, когда перестают звучать бабушкины напевы, когда  малышам вместо колыбельной включают тяжелый рок?

В особом ряду  теплых воспоминаний стоят  встречи,  подготовка материалов о творчестве фольклорных коллективов нашего района.   Рябинушка» из Семеновки, «Истоки» - из Утевки, «Березка» - из Зуевки, «Девичник» из дальней степной деревеньки Трофимовки. У каждого ансамбля - свой песенный узор и особая вязь мелодии и слов, но объединяет всех неугасимая любовь  к  старинным напевам, верность своим истокам и традициям. А еще - родство сердец. Когда готовила материал  о Надежде Деминой, руководителе фольклорного коллектива «Истоки», мне  в Утевке  сказали, что эта женщина  пережила трагедию - потеряла мужа в полном расцвете сил.  От горя и отчаяния качнуло вдову к рюмке. И если бы не песня, не ее девчата, теребившие Надежду то на спевки, то на концерты, пропал бы  человек. Но кто об этом сегодня вспомнит,  у кого повернется язык упрекнуть, когда наслаждается звонкими переливами   ее сильного и красивого голоса, чем-то отдаленно  схожего на голос ее тезки Надежды Кадышевой.

И еще одна встреча врезалась в память. Минувшим летом в гостях у нефтегорцев побывал прославленный коллектив «Золотое кольцо» под руководством Александра Костюка. И пока солистка и супруга Надежда Кадышева готовилась к выходу на сцену,  Александр Григорьевич дал интервью нашей газете. Приведу небольшой фрагмент  нашей беседы.

- Александр Григорьевич, к вам, наверное, приходят люди из глубинки,  сумевшие сохранить наследие наших предков, предлагая возродить, напеть  старинные  песни уже в вашем ключе. Берете ли Вы в работу старинушку или предпочитаете только свое?

-  Что такое фольклор? Это чисто народное творчество без каких-либо примесей. И мы не чураемся этого богатейшего пласта, наоборот,  охотно и бережно его разрабатываем. Но, что касается местечковых  песен, то мы не ставим задачу обзаводиться музейными реликвиями. Я рад, что живут в народе редкостные изюминки, и пусть живут, их хорошо исполняют фольклорные коллективы, пропагандируя и популяризируя.

Однажды мой отец, прослушав в нашем исполнении  старинные песни, сказал: «Все просто замечательно. Но! Это я уже сто раз слышал. Тут за вас предки постарались. А на что вы сами способны? Чем таким особенным, своим можете блеснуть?» И я с ним полностью согласен».

Старые песни о главном От этой беседы перекидываю мостик к  другой встрече  и  знакомству  с членами ансамбля народной песни «Родные просторы» из оренбургского села Куруил.  По приезду в гости к сестре Любаше и зятю Владимиру, которые не представляют свою жизнь в селе без песен и концертов,  я получила приглашение на репетицию. Здесь и состоялось  свидание с поклонником и почитателем таланта Геннадия Заволокина, и организатором областного фестиваля народного творчества «Играй, гармонь» Николаем Фроловым.  Виртуозом - баянистом он  стал не по «науке», а по призванию, самоучкой.  Игру сельского пастуха из глухой башкирской деревни на гармони услышали  гастролирующие артисты из Уфы и  так восхитились его талантом, что организовали поступление Фролова  в кульпросветучилища. После его  окончания Николай Михайлович  стал директором сельского Дома культуры и руководителем ансамбля - дипломанта областных и районных конкурсов.

Таких  истинных ценителей и преданных поклонников народной песни в  российских селах наберется немало, но их с каждым годом становится все меньше и меньше.  Вот и выходит, как поет сегодня деревня, так и живет. Когда ты поешь, то рассказываешь  о главном в своей жизни - о  любви, печали, радости и обновлении, ибо, сколько бы  ты не  трудился на этой земле, а душа и сердце всегда просят песню.

Кстати заказать штампы в самаре можно в фирме ООО “Контраст 63″

Антонида Бердникова,

член Союза журналистов России.

Город Нефтегорск.