15
Апр

Слово о самарском народе. Самарский народ

    admin   in Интересное

“Здравствуй, самарский народ!”: Изобретенный в 1996 году газетой “Ваш выбор” этот “этноним” получил широкое хождение в Самаре - и в словаре деловых людей, ив среде политиков, и у “простолюдинов”. Областной Фестиваль искусств в июне 2001 года, посвященный 150-летию губернии, был так и назван: “Мы - самарский народ!”. Следом и на областном телеканале получила постоянную прописку одноименная программа - “Самарский народ“.
А на страницах газеты “Ваш выбор - Самара” живет до сих пор и здравствует “Слово о самарском народе“.
Откуда есть пошла:
Встретившись по просьбе наших знатоков с краеведами-универсалами из областной научной библиотеки, как было удержаться и не спросить о своем: “Не попадалось ли случаем в дореволюционной литературе понятие самарский народ?” Последовал короткий обмен мнениями, а за ним уверенное: “Нет. Такого не было”.
Значит “Ваш выбор” первым ввел новый “этноним” не только в жизнь города, но и в краеведение? “Выходит, что так”,- согласились ученые. А насколько достоверен он с точки зрения исторической науки?
Заведующая сектором краеведческой библиографии Наталья Петровна Фомичева, исследователь, известный своей дотошностью и пунктуальностью, неожиданно тепло улыбнулась и совсем ненаучно ответила: “Самарский народ: Мне так нравится это название:”
Позже мои собеседники, углубившись в историю губернии, уже на цифрах и фактах обосновали его правомочность. Историк, автор и составитель многих краеведческих книг, главный библиограф областной научной библиотеки Александр Никифорович Завальный убежден: именно губерния, сплотив идеей строительства единого дома ряд волжских земель (читай: разные этнические и социальные группы, традиции вероисповедания, труда и быта), стала основой для перерастания многоликого ее населения в “новую историческую общность” - самарский народ.

  • У Даля (60-е годы Х1Х в.) еще не найти пословиц и баек о Самаре, она пока разве что Самара-городок, - напоминает Александр Никифорович. Тогда как о Нижнем Новгороде таковых уже в то время было не счесть:

Последовавшее во второй половине прошлого века бурное развитие экономики, просвещения, образования, транспорта, предпринимательства, строительство дорог активно формирует культурную среду Самары. Что во многом и содействовало осознанию всеми слоями общества совпадающего жизненного интереса как границ “своего”, единого землячества. Интереса, который вскоре был разрушен и нивелирован новыми историческими событиями:
Сегодня мы видим: без достижений губернии конца Х1Х века Самара не смогла бы стать одним из культурных центров конца века ХХ-го - таково мнение Натальи Петровны Фомичевой и Александра Никифоровича Завального. Самый короткий путь к будущему лежит через познание прошлого, через ответ на вопрос: “Почему мы такие?”.
Ответы для любознательных - в жизненном, духовном, историческом опыте самарского народа, в том числе и современном. Видимо таковых у нас (любознательных и памятливых) сегодня немало и становится все больше. Это и помогает нынешней Самаре не заимствовать слепо за “бугром” что ни попадя, а искать и находить свое.

Лилия Шафигуллина (30 марта 1999 г.)
Публикация в газете “Ваш выбор - Самара“, предисловие к конкурсу- викторине “Самара губернская“.